Экспериментальный проект ПМПК
- 30.11.2021
- Проектная деятельность
- 373 Прочтений
Экспериментальный проект: «Апробация психолого-педагогического инструментария обследования детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития в психолого-медико-педагогической комиссии»
С 2021/2022 учебного года ГУО «Могилевский областной ЦКРОиР» включен в перечень учреждений образования, на базе которых реализуется экспериментальный проект «Апробация психолого-педагогического инструментария обследования детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития в психолого-медико-педагогической комиссии».
Руководитель проекта - Баль Наталия Николаевна, заведующий кафедрой логопедии Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент.
Экспериментальная деятельность осуществляется в 23 центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Республики Беларусь, в том числе в 3 ЦКРОиР Могилевской области: ГУО «Могилевский областной ЦКРОиР», ГУО «ЦКРОиР г.Могилева», ГУО «Мстиславский районный ЦКРОиР».
Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну:
определяется эффективность и целесообразность массового использования диагностического инструментария для психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с учетом их разных ограничений и возможностей в психолого-медико-педагогической комиссии;
впервые в Республике Беларусь апробируется диагностический инструментарий, разработанный для психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с учетом их разных ограничений (сенсорных, двигательных, речевых, когнитивных, эмоциональных, сочетанных) и возможностей, а также специфики социального окружения и личностного развития.
Проектный продукт: диагностический инструментарий, обеспечивающий решение задач каждого этапа обследования детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития: этапа оценки запроса, жалобы законными представителями ребенка и сбора анамнеза; этапа изучения особенностей развития ребенка и условий этого развития в семье и учреждении дошкольного образования; этапа изучения ребенка в специально организованных условиях; этапа «диагностической супервизии» процесса сопровождения ребенка.
Гипотеза, цель, задачи:
Гипотеза: эффективность диагностической деятельности ЦКРОиР, связанной с определением оптимальных условий для получения образования детьми с ОПФР, обеспечивается использованием комплексного диагностического инструментария, учитывающего разные ограничения и возможности детей, а также включающего материалы для сбора анамнеза и оценки запроса законных представителями ребенка; изучение особенностей развития ребенка и условий этого развития в семье и учреждении дошкольного образования.
Цель: определение эффективности использования унифицированного диагностического инструментария для психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с учетом их разных ограничений и возможностей в психолого-медико-педагогической комиссии.
Задачи:
определение эффективности использования унифицированного диагностического инструментария для психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста на этапе:
оценки запроса, жалобы законных представителей и сбора анамнеза в психолого-медико-педагогической комиссии;
изучения условий развития ребенка в семье и учреждении дошкольного образования;
изучения ребенка в специально организованных условиях;
«диагностической супервизии» процесса сопровождения ребенка.
Принципы построения современной модели деятельности психолого-медико-педагогической комиссии:
традиционные методологические основания (положения об общих и специфических закономерностях аномального развития (В.И. Лубовский), о зоне актуального и ближайшего развития (Л.С. Выготский), о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С. Выготский), о системном и комплексном подходе к изучению отклонений в развитии ребенка (Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, В.В. Лебединский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова);
в современных условиях методологическая основа - инклюзия в образовании (в том числе и принцип изменения мышления специалистов («презумпция компетентности»)).
Основная задача деятельности ПМПК в практике инклюзивного образования:
создание необходимой и достаточной среды, комфортной для всех субъектов диагностического процесса; описание условий поддержания данной среды на протяжении (этапах) всей процедуры, а также выработка за счет этого соответствующего ресурса для максимальной адаптированности данной среды в деятельности любых ПМПК (областных, городских, районных).